В восточной теории массажа обучение подразделяется на два основных вида:
- физический тренинг
- энергетический тренинг
Физический тренинг
Физический тренинг вид включает развитие 4-х конечностей тела (плюс шейный отдел позвоночника) для применения в искусстве массажа. Тактика и стратегия движений рук и перемещений тела вокруг стола, а также тренировку периферийного (бокового) зрения. Древние мастера знали, что секрет успеха заключается в остроте и быстроте зрения, филигранной технике пальцев рук и перемещений ног (стоп), твердости, силе, выносливости и самое главное - в умении чувствовать потоки энергии Ци. Особое внимание уделялось пластичности пальцев рук, ладоней, ног, поясницы и т.п. Способности зрения тренировалось на подвижных и неподвижных предметах.
Энергетический тренинг
Энергетический тренинг включал в свой состав следующие аспекты и дисциплины:
- знание базовых техник массажа,
- систему Цигун,
- ментальное развитие скорости движений,
- упражнения на развитие внутренней концентрации и мобилизации сознания (Шэнь гун).
В древних эзотерических школах в зависимости: от географии положения, от климата, от направленности — гражданской или военной, а также от духовно-этической направленности стиля разрабатывались самые разнообразные методики подготовки. Восточный подход к знаниям о человеке и его месте во Вселенной всегда строился на тренинге по умению адаптироваться к пяти стихиям-энергиям природы, а также на природе, куда входил мир животных, птиц (насекомых), растений и минералов. Древних привлекали не только повадки поведения животных и птиц, их интересовали энергетические аспекты потоков Ци в живых существах. При изучении их поведения, главным являлось понимание особенностей движения потоков энергии Ци в течение времен года. Для каждой формы пальцев рук в искусстве массажа есть образы живых существ, человеческой деятельности, символы и знаки древних учений и т.п.
Формы – образы в массажных восточных техниках
Любая эзотерическая школа древности имеет своего духовного создателя и покровителя из даосского или буддийского пантеонов божеств. Кроме вышеперечисленного, каждая школа обязательно имела и своего тотемного покровителя в виде представителя флоры (лотос, слива, хризантема и др.) или фауны (дракон, журавль, тигр, змея, единорог и др.). С динамическими образами животных и птиц связаны определенные массажные приемы и техники. Далее приведем небольшой перечень форм-образов, которые используются в восточных массажных техниках. Животные - дракон, лошадь, баран, змея, обезьяна и др. Птицы - орел, журавль, ласточка, фазан, петух и др. Насекомые - богомол, цикада, бабочка и др.
Базовый комплекс форм пальцев рук
Все эти формы пальцев рук составляют определенный базовый комплекс - «нормативный учебник» для многих школ в целом и для каждой в отдельности. Являясь практическим пособием, данный комплекс сочетает в себе философские аспекты: взаимодействие сил Инь - Ян (змея и птица и др.), 5 стихий, 8 символов И Цзин и т.д. Приведем пример одной из систем «распределения животных» по 5-ти первоэлементам:
Синий журавль
1. Стихия «Дерево» - образ Синий Журавль. Массажная форма - «клюв журавля», или пальцы, собранные в щепоть.
Движения птиц - журавля (цапля, орел и т.д.) содержат набор «смахивающих движений напоминающих порхание крыльев, а также серии «клюющих» движений собранными в щепоть пальцами. Избирательность воздействия по отдельным точкам весьма характерно для данного стиля.
Красная лошадь
2. Стихия «Огонь» - Красная Лошадь. Массажная форма: передняя плоскость кулака - образ «копыто лошади» и др.
Движения лошади (оленя) предназначены для проработки силы суставов рук, ног и поясницы, а также развивают умение правильно ставить и распределять «усилия» воздействия. Стиль (техника) движений характеризуется различными уровнями скорости, а также быстрой сменой стратегий. Отличительными особенностями является: твердость, быстрота и активность.
Лазурный дракон
3. Стихия «Земля» - Лазурный Дракон. Массажная форма руки: вилка, образованная между большим и указательным пальцами руки - образ «пасть дракона».
Подражание движениям дракона способствует пробуждению жизненной энергии (Ци). Сознание концентрируется на нижней части живота, движения тела и рук легкие и подвижные. Силовых движений нет, все движения четко скоординированы и изящны. При этом «поток энергии Ци поднявшись на поверхность кожи, волнами разливается по ней». Характерными особенностями является: легкость, чувство полета, скольжение и умение все это органично сочетать между собой.
Белый тигр
4. Стихия «Металл» - Белый Тигр, Массажная форма руки: ладонь с растопыренными пальцами - образ «лапа тигра». Рабочие части: кончики пальцев, ладонь и основание ладони.
Движения тигра (льва) характеризуются «плотносиловыми» движениями, с мощными, резкими и отрывистыми сериями. В лечебном массаже применяются с целью глубокой проработки тканей тела и активации Ци - стимуляция Ян Ци.
Черная змея
5. Стихия «Вода» - Черная Змея. Массажная форма руки: пальцы соединенные вместе. Рабочие поверхности: кончики пальцев, две плоскости ладони - внутренняя и тыльная стороны. Один из образов формы - «голова змеи».
Движения змеи во многом сходны с движениями дракона, но есть и существенные отличия, это:
- постоянно текучие и перетекающие движения;
- избирательность воздействия (воздействие на точки);
- упругость, плавность и непрерывность движений;
- спиралевидные, закручивающие движения;
- проникновенность сознания и взгляда в слои тела;
- умение составлять различные и много вариативные стратегические (стратагемы) модели восстановления функций организма человека.
Формы и образы: выводы
В восточном искусстве массажа каждая техника выглядит простой и не сложной, но ее применение это секрет для не посвященных, который на первый взгляд и не является таковым, а требует долгих лет тренировки. Человеку необходимо знать, что именно он сейчас выполняет - какие «энергетические идеи, образ, или рисунок». А это требует в свою очередь наличие постоянного тренинга сознания совместно с правильной настройкой энергетической структуры (образа) техники рук.
Техника массажа без стабильного и уверенного ума не имеет смысла и назначения и поэтому не имеет серьезного результата. Рассматривать искусство массажа необходимо как нечто цельное, которое не делиться на теорию и практику. Восточные техники рук и пальцев «строятся на определенных ключевых образах и движениях», количество сочетаний таких образов может быть различным. Образы бывают самыми разнообразными, основанные на подражании, геометрических формах и идеях- образах:
- животных и птиц (тигр, журавль, змеи, цапля и др.);
- растениям (цветам, веткам бамбука и др.);
- явлениям природы (молния, гром, ветер и др.);
- божествам даосского и буддийского пантеонов;
- тотемным покровителям (чаще всего животным);
- профессиям человека (ткач, рыболов, красильщик и др.).
Большое значение имеют сами «формы глаголов» действия и движения (с учетом форм времени), применяемые в восточных массажных техниках. Видоизменения «глаголов» массажных приемов-техник происходит главным образом за счет добавления и использования приставок: за, при, на, раз и др. Тем самым обеспечивается объем и многовариативность восточных техник искусства врачевания. Здесь приводится краткий перечень «глаголов техник (фа) массажных движений»:
- техники закручивания (цзюань фа);
- техники толкания вдоль поверхности (туй фа);
- похлопывание (цза фа);
- приподнимание вперед-вверх (ляо фа);
- движение вперед (цзинь фа);
- подъем (тяо фа);
- открывание (хо фа);
- потряхивание (цзэн фа);
- защипывание (на фа);
- поворот вокруг своей оси (чжуань фа) и мн. др.
Все перечисленные выше техники владения пальцами рук и составляют основное богатство и многообразие массажных техник стран Восточной и Юго-восточной Азии.
Без понимания и умения выполнять их в пространстве (гимнастические упражнения и движения), а также на теле человека эти образы массажных движений, Ваше мастерство будет оставаться на среднем уровне.
|